Внеурочная деятельность
является одной из самых доступных и эффективных форм личностного
развития ребёнка, которая обеспечивается через ценностно-смысловую ориентацию
в социальных ролях и межличностных отношениях, отражает гражданские
позиции деятельности, социальные компетенции, способность ставить цели
и строить жизненные планы.
Вместе с тем, в детских коллективах
имеют место проблемы, связанные с недостаточным уровнем умений ребенка
выстраивать позитивные взаимоотношения со сверстниками, что проявляется в
непонимании, непринятии чужой позиции, грубости, а порою даже в агрессии по
отношению друг к другу. Хотя дети понимают значимость сотруднических отношений,
зачастую им не хватает жизненного позитивного опыта их построения, опыта
принятия решения в ситуациях морального выбора. В школе проводится много
различных воспитательных мероприятий, но
этого недостаточно в связи с ограниченностью во времени и пространстве. Решение
обозначенных проблем мы видим в организации летнего туристско-краеведческого
лагеря «Дружба», в рамках которого возможно включение детей в деятельность,
способствующую развитию в них коммуникативных качеств.
Туристско-краеведческая
деятельность организуется в трех основных направлениях: расширение детских знаний
о способах и приемах построения межличностного взаимодействия, формирование
ценностного отношения к сверстникам и взрослым, приобретение и
расширение опыта выстраивания позитивных взаимоотношений.
Каждому
направлению соответствуют свои формы и методы работы с детьми. Социальные знания
ребенок получает, когда только начинает осваивать туристско-краеведческую
деятельность. Как правило, это происходит в форме этических диалогов во время
утренних планерок и вечерних костров. Ребенок включается в деятельность по разработке и
оформлению правил поведения в
лагере, в лесу, на реке. Результатом
этой деятельности становится своеобразный свод неписаных законов туриста.
Например:
вещь,
положенная в рюкзак, на время лагеря перестает быть абсолютной частной
собственностью. Приветствуется умение при необходимости отдать товарищу
последнюю сухую рубашку; в лагере все принадлежит всем и все
делится поровну. Осуждаются «индивидуальные домашние пайки» или
«междусобойчики»; основной груз общественного снаряжения
должна взять на себя мужская часть группы. Приветствуется оказание помощи
девочкам в преодолении трудных участков пути, а также моральная поддержка. То
же самое касается и помощи самым младшим членам группы; приветствуется благоустройство и
поддержание чистоты всех посещаемых туристами природных и культурных объектов.
Было бы хорошо не просто следить за собственной чистоплотностью, но и по возможности
убирать чужой мусор; исключается вырубка для туристских нужд
живых деревьев – использовать можно только хворост и сухостой. Походный костер
следует стараться разводить так, чтобы не повредить корни и ветви близлежащих
деревьев и кустарников; в походе приветствуется красивая и
правильная речь. Вступать в конфликты с местными жителями, отвечать грубостью
на грубость, вести себя вызывающе запрещается.
Жизнедеятельность в лагере организована таким образом, что
каждодневное упражнение в правилах, проводимое
через интересные формы, придуманные самими детьми, и позволяющие увидеть
ребенку значимость и необходимость этого в повседневной жизни, становится
частью его самого. Воспитанник начинает считать соблюдение правил нормой. Эти
правила становятся традицией, ритуализируются. Позитивное
отношение ребенка к нравственным ценностям достигаются иными формами
работы, такими как самопрезентация, участие в различных акциях и т.д. На этом
этапе ребенок имеет определенный опыт совместной деятельности. Трудности походной
жизни, неблагоприятные погодные явления, отсутствие привычных бытовых условий,
физический труд – все это требует от школьников концентрации сил, воли,
терпения. Смогут ли они не сломаться, не заплакать со словами «Хочу домой»? Все
эти естественные испытания ребенку нужно учиться переносить, а не стремиться
уклониться от них. Задача же педагога в походе – помочь детям достойно
встретить эти испытания, пройти через них, сохранив веру в себя и верность другим. В подобных
ситуациях-испытаниях школьник находит ответы на актуальные для себя вопросы:
Кто я есть на самом деле? Что во мне есть из того, что я в себе еще не открыл?
К чему я способен и что я могу? Все участники
лагеря по очереди занимают должности
дежурных в течение суток. Занимая эту должность, школьники приобретают
элементарные навыки самообслуживающего труда. Костер, дрова, вода, посуда – вот
объект заботы дежурных. А еще – место базирования лагеря, которое после ухода
группы должно стать чище, чем оно было до ее прихода. Ребенку важно уметь самому принимать
решения в ситуациях морального выбора, когда он один на один с самим собой. Опыт самостоятельного социального действия юный
турист-краевед может приобрести, включившись в традиционную для многих
туристских групп систему сменных должностей. Система сменных должностей
является системой детско-взрослого самоуправления, действующая во время
подготовки и проведения лагеря. Большое значение
имеет здесь включение самих педагогов, принимающих участие в работе лагеря, в
систему сменных должностей. Во-первых, это будет справедливо: взрослые должны
показать учащимся, что система сменных должностей – это не придуманная для них
игра в самоуправление, а реально необходимая форма организации совместной походной
жизни. У каждого (кем бы он ни был) есть свой участок работы, за который он
несет ответственность перед всей группой. Во-вторых, работа взрослых в той или
иной должности будет рассматриваться детьми как эталонная. Другими словами,
именно действия взрослых – как более опытных в группе туристов – будут примером
для них. Получить опыт
социального действия школьник может, участвуя в экологических акциях,
организованных педагогом или самими подростками во время полевого лагеря. Это
может быть: огораживание муравейников, блокировка оврагов; расчистка от мусора и
благоустройство туристических стоянок, родников и т.д.
Пусть забота о природе становится привычным делом юных
туристов. Педагогу рекомендуется, инициируя те или иные акции, использовать
собственный авторитет и личный пример. Приступая к работе первым, не превращать
акцию в митинг или «событие мирового масштаба» – пусть это дело выглядит
обыденным и само собой разумеющимся. Полученный детьми
опыт социального действия должен быть обязательно осмыслен ими,
отрефлексирован. Для этого педагогам рекомендуется создавать в туристских
группах разного рода рефлексивные ситуации. Одной из них может
быть, например, вечернее обсуждение туристами прожитого дня. Это обсуждение учит школьников: анализировать свои
проблемы и затруднения; адекватно оценивать свои силы, способности, характер,
свое отношение к порученному делу, к коллективу; ставить перед собой цели и
достигать их; передавать свои чувства и быть
открытыми для других. Несмотря на привычное содержание работы лагеря, только
логически выстроенная работа будет способствовать формированию личности
ребенка. Педагогу нельзя форсировать события. Если нет знаний о способах и
приемах построения межличностного взаимодействия, то не будет и ценностного
отношения к сверстникам и взрослым, а, следовательно, и опыта выстраивания
позитивных взаимоотношений. Ребенок активен только в том случае, если это будет
лично ему нужно и интересно. А это вытекает из включения ребенка в совместное
планирование и оценку результатов. Работа лагеря способствует личностному развитию ученика,
положительно влияет на его здоровье, обогащает знаниями, развивают
волю, инициативу, стремление преодолевать трудности, дисциплинирует
и организует, но только при условии, если
ребенок будет включен в деятельность.
|