Понедельник, 29.04.2024, 20:42
Приветствую Вас Гость | RSS

МОДО "ЦДО" с. Койгородок

Меню сайта
Категории раздела
Робототехника
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Разное

Включение педагогов дополнительного образования в реализацию единой методической темы

В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет.

Дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию.

В связи с этим сегодня значительно возрастает роль педагога дополнительного образования в достижении образовательных результатов, находящихся в прямой зависимости от его уровня компетентности, от уровня его мотивации к самообразованию. Практика показывает, что многим педагогам, имеющим тему самообразования, трудно ее реализовать до конца. Поэтому сегодня особую значимость приобретает методическое сопровождение педагога.

Среди других форм методического сопровождения педагогов дополнительного образования, нами выделяется работа над единой методической темой учреждения. Включение педагога в разработку и реализацию единой методической темы позволит создать условия для становления субъектной позиции педагога, повышения уровня его мотивации к самообразованию, профессиональной компетентности.

В настоящее время существует проблема включения педагога дополнительного образования в работу над единой методической темой учреждения. Возникает ряд вопросов: как включить педагога в образовательную деятельность, существуют ли требования к выбору методической темы, каково содержание и методы ее реализации и др.

Очевидно, чтобы педагог был включен в деятельность, необходимо сделать эту деятельность личностно значимой и интересной. Личностная значимость во многом зависит от содержания компетентности педагога дополнительного образования. Сегодня педагог должен знать основы педагогики и психологии, современные подходы, технологии, управление качеством образовательного процесса и уметь реализовать эти знания в профессиональной практике. С другой стороны, чтобы единая методическая тема была значима для педагога, необходимо включить его в процесс проектирования обучения в условиях учреждения. В нашем Центре мы проводим в рамках педсовета круглый стол, деловую игру, где обсуждаются проблемы, предлагаются пути и способы их решения. Таким образом фиксируются проблемы, определяются цели и задачи, основные мероприятия по решению имеющейся проблемы. Так, в прошлом учебном году педагогами обозначена проблема - организация деятельности ребенка как возможность обеспечения его личностного роста. Ее решение реализуется в трех основных направлениях: развитие знаний по организации деятельности ребенка, приобретение опыта по применению данных знаний в профессиональной практике, развитие педагогической мотивации к самореализации и саморазвитию,  что отражается в плане работы Центра, разрабатываемым поэтапно, начиная с выявления проблем и совместного проектирования путей и способов решения этих проблем, через реализацию намеченной деятельности к выявлению и оцениванию полученных реальных результатов деятельности.

1 этап: Этап выявления проблемы, в рамках которого происходит осознание проблемной ситуации, постановка методической цели. Основными формами реализации данного этапа являются заседание педагогического и методического совета.

2 этап: Проектирование работы, предполагающий составление плана методической деятельности. Данный этап может быть реализован через проведение деловой игры.

3 этап: Практический, направленный на реализацию плана методической работы. В рамках данного этапа формы методической работы очень разнообразны: обучающий семинар, круглый стол, консультации, работа творческих микрогрупп и др.

4 этап: Контрольно-оценочный, ориентированный на выявление реальных результатов и сравнение их с планируемыми. Этот этап реализуется через открытые занятия, проведение рефлексивных семинаров, экспертную деятельность и др.

5 этап: Аналитический, предполагающий определение имеющихся проблем, путей и способов их решения через сопоставление и обсуждение полученных результатов при проведение педагогического и методического советов.

Достаточно широко в практике нами используется обучающий семинар, позволяющий формировать и развивать педагогические знания, позицию и некоторые умения педагога. Считаем значимым соблюдение определенных особенностей в изменении тематики семинаров от более общих вопросов к частным. Один из примеров мы вынесли на слайд.

1. Системно-деятельностный подход в работе педагога дополнительного образования
          2. Система педагогической деятельности на занятии

3. Организация деятельности ребенка на учебном занятии

4. Способы организации деятельности ребенка по целеполаганию

5. Контрольно-оценочная деятельность ребенка на занятии

6. И т.д.

Активность педагога в реализации методической темы зависит от того, в какой мере предлагаемая деятельность посильна для него. Формы методической работы могут быть коллективными и индивидуальными. Они должны оптимально сочетаться. К индивидуальным формам работы относятся индивидуальные консультации, наставничество, самообразование, работа над личной творческой темой и т.д.

Наибольшего внимания заслуживают коллективные формы работы. Из множества форм и методов, рекомендуемых в настоящее время для использования в работе с педагогами, можно остановиться на некоторых из них: круглый стол, теоретические семинары, семинары-практикумы, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия, или мозговая атака и др.

Вместе с тем, важно понимать, как изменяются формы и методы работы с педагогами. Все методические мероприятия взаимосвязаны, проводятся обучающие семинары, открытые занятия, мастер-класс для педагогов, конкурс профессионального мастерства.

Практика показывает, что интерес педагога к образовательной деятельности сохраняется при условии деятельностной основы проведения мероприятий, обучающий семинар сегодня может состоять из 3 основных этапов: …

Реализация указанных этапов может осуществляться разными приемами, некоторые из которых обозначены на слайде.


Этапы

Используемые приемы

1. введение в проблему, целеполагание

рисунок, проблемный вопрос, задание или ситуация, прямой вопрос, видеоролик, график, педагогический продукт и т.д.

2. проектирование и реализация деятельности

работа с определением, игра, обнажение противоречий, сравнение, классификация, прямой вопрос, проблемный вопрос, задание или ситуация, схема, модель и т.д.

3. рефлексивно-оценочный этап.

продолжи предложение; забор; микрофон; оценочная лестница; мишень; плюс, минус, интересно; синквейн и т.д.


Существуют определенные условия, выполнение которых обеспечит успешное включение педагога в образовательную деятельность через реализацию единой методической темы учреждения. На наш взгляд это:

  1. Соответствие методической деятельности современному пониманию компетентности педагога, его информационным потребностям, имеющимся проблемам.

  2.  Проведение мониторинга уровня компетентности педагога дополнительного образования.

  3. Организация образовательного процесса на деятельностной основе.

   Реализация сетевого взаимодействия Центра дополнительного образования с другими образовательными учреждениями, республиканскими ресурсными центрами и др.

      Для нас очень важно, что используя формы, методы и приемы включения педагога в реализацию единой методической темы способствовало увеличению количества педагогов с высоким уровнем мотивации к самообразованию с 48% до 84%.

     Перспективы дальнейшего развития мы видим в расширении сетевого взаимодействия Центра в рамках осуществления методического сопровождения педагогов, возможно, через реализацию сетевых проектов.

 


Категория: Разное | Добавил: lezlikova (02.12.2013)
Просмотров: 1602 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Прогноз погоды

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz