Понедельник, 29.04.2024, 23:40
Приветствую Вас Гость | RSS

МОДО "ЦДО" с. Койгородок

Меню сайта
Категории раздела
Робототехника
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Разное

Личностное развитие ребёнка в условиях туристско-краеведческого лагеря

Внеурочная  деятельность является одной из самых доступных и эффективных форм личностного развития ребёнка, которая обеспечивается через ценностно-смысловую ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, отражает гражданские позиции деятельности, социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы.
         Вместе с тем, в детских коллективах имеют место  проблемы, связанные  с недостаточным уровнем умений ребенка выстраивать позитивные взаимоотношения со сверстниками, что проявляется в непонимании, непринятии чужой позиции, грубости, а порою даже в агрессии по отношению друг к другу. Хотя дети понимают значимость сотруднических отношений, зачастую им не хватает жизненного позитивного опыта их построения, опыта принятия решения в ситуациях морального выбора. В школе проводится много различных воспитательных  мероприятий, но этого недостаточно в связи с ограниченностью во времени и пространстве. Решение обозначенных проблем мы видим в организации летнего туристско-краеведческого лагеря «Дружба», в рамках которого возможно включение детей в деятельность, способствующую развитию в них коммуникативных качеств.

Туристско-краеведческая деятельность организуется в трех основных направлениях: расширение детских знаний о способах и приемах построения межличностного взаимодействия, формирование ценностного отношения к сверстникам и взрослым, приобретение и расширение опыта выстраивания позитивных взаимоотношений.

Каждому направлению соответствуют свои формы и методы работы с детьми. Социальные знания ребенок получает, когда только начинает осваивать туристско-краеведческую деятельность. Как правило, это происходит в форме этических диалогов во время утренних планерок и вечерних костров. Ребенок включается в деятельность по разработке и оформлению правил поведения  в лагере,  в лесу, на реке. Результатом этой деятельности становится своеобразный свод неписаных законов туриста.

 Например:

    •  вещь, положенная в рюкзак, на время лагеря перестает быть абсолютной частной собственностью. Приветствуется умение при необходимости отдать товарищу последнюю сухую рубашку;

    • в лагере все принадлежит всем и все делится поровну. Осуждаются «индивидуальные домашние пайки» или «междусобойчики»;

    • основной груз общественного снаряжения должна взять на себя мужская часть группы. Приветствуется оказание помощи девочкам в преодолении трудных участков пути, а также моральная поддержка. То же самое касается и помощи самым младшим членам группы;

    • приветствуется благоустройство и поддержание чистоты всех посещаемых туристами природных и культурных объектов. Было бы хорошо не просто следить за собственной чистоплотностью, но и по возможности убирать чужой мусор;

    • исключается вырубка для туристских нужд живых деревьев – использовать можно только хворост и сухостой. Походный костер следует стараться разводить так, чтобы не повредить корни и ветви близлежащих деревьев и кустарников;

    • в походе приветствуется красивая и правильная речь. Вступать в конфликты с местными жителями, отвечать грубостью на грубость, вести себя вызывающе запрещается.

        Жизнедеятельность  в лагере организована таким образом, что каждодневное упражнение в правилах, проводимое  через интересные формы, придуманные самими детьми, и позволяющие увидеть ребенку значимость и необходимость этого в повседневной жизни, становится частью его самого. Воспитанник начинает считать соблюдение правил нормой. Эти правила становятся традицией, ритуализируются.

        Позитивное отношение ребенка к нравственным ценностям достигаются иными формами работы, такими как самопрезентация, участие в различных акциях и т.д. На этом этапе ребенок имеет определенный опыт совместной деятельности.

        Трудности походной жизни, неблагоприятные погодные явления, отсутствие привычных бытовых условий, физический труд – все это требует от школьников концентрации сил, воли, терпения. Смогут ли они не сломаться, не заплакать со словами «Хочу домой»? Все эти естественные испытания ребенку нужно учиться переносить, а не стремиться уклониться от них. Задача же педагога в походе – помочь детям достойно встретить эти испытания, пройти через них, сохранив веру в себя и верность другим.

        В подобных ситуациях-испытаниях школьник находит ответы на актуальные для себя вопросы: Кто я есть на самом деле? Что во мне есть из того, что я в себе еще не открыл? К чему я способен и что я могу? 

        Все участники лагеря по очереди занимают должности  дежурных в течение суток. Занимая эту должность, школьники приобретают элементарные навыки самообслуживающего труда. Костер, дрова, вода, посуда – вот объект заботы дежурных. А еще – место базирования лагеря, которое после ухода группы должно стать чище, чем оно было до ее прихода.

        Ребенку важно уметь самому принимать решения в ситуациях морального выбора, когда он один на один с самим собой. Опыт самостоятельного социального действия юный турист-краевед может приобрести, включившись в традиционную для многих туристских групп систему сменных должностей. Система сменных должностей является системой детско-взрослого самоуправления, действующая во время подготовки и проведения лагеря.

        Большое значение имеет здесь включение самих педагогов, принимающих участие в работе лагеря, в систему сменных должностей. Во-первых, это будет справедливо: взрослые должны показать учащимся, что система сменных должностей – это не придуманная для них игра в самоуправление, а реально необходимая форма организации совместной походной жизни. У каждого (кем бы он ни был) есть свой участок работы, за который он несет ответственность перед всей группой. Во-вторых, работа взрослых в той или иной должности будет рассматриваться детьми как эталонная. Другими словами, именно действия взрослых – как более опытных в группе туристов – будут примером для них.

         Получить опыт социального действия школьник может, участвуя в экологических акциях, организованных педагогом или самими подростками во время полевого лагеря. Это может быть:

  •  огораживание муравейников,

  • блокировка оврагов;

  • расчистка от мусора и благоустройство туристических стоянок, родников и т.д.

         Пусть забота о природе становится привычным делом юных туристов. Педагогу рекомендуется, инициируя те или иные акции, использовать собственный авторитет и личный пример. Приступая к работе первым, не превращать акцию в митинг или «событие мирового масштаба» – пусть это дело выглядит обыденным и само собой разумеющимся.

         Полученный детьми опыт социального действия должен быть обязательно осмыслен ими, отрефлексирован. Для этого педагогам рекомендуется создавать в туристских группах разного рода рефлексивные ситуации.

         Одной из них может быть, например, вечернее обсуждение туристами прожитого дня. Это обсуждение  учит  школьников: анализировать свои проблемы и затруднения; адекватно оценивать свои силы, способности, характер, свое отношение к порученному делу, к коллективу; ставить перед собой цели и достигать их; передавать свои чувства и быть открытыми для других.

         Несмотря на привычное содержание работы лагеря, только логически выстроенная работа будет способствовать формированию личности ребенка. Педагогу нельзя форсировать события. Если нет знаний о способах и приемах построения межличностного взаимодействия, то не будет и ценностного отношения к сверстникам и взрослым, а, следовательно, и опыта выстраивания позитивных взаимоотношений. Ребенок активен только в том случае, если это будет лично ему нужно и интересно. А это вытекает из включения ребенка в совместное планирование и оценку результатов.

         Работа лагеря  способствует  личностному развитию ученика,  положительно влияет на его здоровье, обогащает знаниями, развивают волю, инициативу, стремление преодолевать трудности, дисциплинирует и организует, но только при условии, если ребенок будет включен в деятельность.

 

Категория: Разное | Добавил: lezlikova (02.12.2013)
Просмотров: 869 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Прогноз погоды

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz